Летом 2017 года президент России Владимир Путин потребовал от компаний, занятых в перевалке сыпучих грузов, прежде всего угля в морских портах, максимально учитывать экологические требования. Президентское резюме было жестким: там, где ведется перевалка угля открытым способом, остро стоит проблема экологии.

Позиция президента дала мощный импульс для модернизации природоохранной деятельности стивидорных компаний. На терминалах стали приобретать системы пылеподавления, водяные пушки, снегогенераторы, установили габаритные стенки и защитные экраны. В этом плане естественным ориентиром стало АО «Восточный Порт» на Дальнем Востоке, которое задает промышленный экотренд уже много лет и чей грузооборот составляет пятую часть всего отечественного морского экспорта угля.

«Технологии экологически чистой перевалки закладывались изначально. Наше предприятие было построено 46 лет назад в промышленной зоне, вдали от жилья, именно как крупнейший специализированный порт для перевалки угля, – поясняет преимущества компании ее управляющий директор Вадим Байбак. – Мы занимаемся этим на протяжении десятилетий, поступательно наращивая производственный темп и защищая окружающую среду от влияния производства».

В 2012 году портовики поставили перед собой грандиозную задачу – «Восточный Порт» приступил к реализации крупнейшего частного инвестиционного проекта в России – Третьей очереди угольного терминала. Рост пропускной способности по отгрузке угля вдвое, с 25,5 млн до 50–55 млн тонн в год, требовал такого же масштабного подхода и к экотехнологиям – все параметры показателей чистоты воздуха, воды, территории, как и до строительства, должны были удерживаться в рамках жестких нормативов.

«Восточный Порт» с честью выполнил задачу, запустив Третью очередь в 2019 году. Его опыт стал востребован при обсуждении законодательства по регулированию норм перевалки угля, а также при обновлении технического справочника наилучших доступных технологий, на который должны ориентироваться стивидоры.

Дальше – больше. Намеченные планы «Восточного Порта» по защите окружающей среды были публично задекларированы в пятистороннем соглашении с участием администрации Приморского края, Минтранса РФ, Росприроднадзора и Росморпорта и формализованы в виде собственной комплексной экологической программы АО «Восточный Порт» стоимостью почти 6 млрд рублей. Только в 2020 году стивидор запланировал инвестировать свыше 1,7 млрд рублей в приобретение оборудования, которое защищает окружающую среду от влияния процессов, связанных с отгрузкой угля.

Основа системы экологической безопасности предприятия – это минимизация контакта угля с внешней средой. Здесь внедрены лучшие из доступных сегодня в мире технологий закрытой перевалки. Закрытые здания вагоноопрокидывателей и пересыпные станции, крытое конвейерное оборудование, системы сухого тумана, пылеподавления, орошения на устройствах сортировки, транспортировки и складирования угля, выгрузка угля внутрь трюмов судов, защита от ветра. По совокупности всех примененных технологий АО «Восточный Порт» нет ни одной аналогичной компании ни в одном порту мира. Это на протяжении многих лет признается ведущими российскими и зарубежными экспертами, делегации которых по заимствованию опыта давно уже стали нормой в «Восточном Порту».

Масштаб, с которым компания подходит к защите окружающей среды, виден буквально издалека, на подходах к порту. Это крупнейший в России проект по строительству ветропылезащитных экранов по периметру специализированного терминала. Экраны эффективно гасят энергию ветра и удерживают уголь в границах санитарно-защитной зоны предприятия. Проект стартовал в 2017 году, на сегодняшний день его протяженность превышает 2,5 км при максимальной высоте 23 м и общей площади покрытия около 74 тыс. кв. м. Общая стоимость проекта составляет около 2 млрд рублей.

Одна из самых сложных задач для любого угольного стивидора – минимизировать распространение угольной пыли во время разгрузки вагонов, складирования и доставки «черного золота» в трюмы транспортных судов. Здесь «Восточный Порт» использует сразу несколько дополняющих, а где-то и дублирующих друг друга технологий. Возьмем, к примеру, подход компании к водному орошению. В основе процесса находится стационарная система из 304 пульверизаторов, которая создает водный купол на всю складскую площадь в 300 тыс. м2, и снегогенераторов для зимнего периода.

Эта система дополняется установками орошения под высоким давлением, работающими на стрелах складских передвижных машин, стакеров и реклаймеров, на стрелах судопогрузочных машин на причалах. Уникальность состоит в том, что высокое давление до 250 атмосфер обеспечивается подающей воду энергоцепью длиной более 600 метров, обогреваемой в период минусовых температур для обеспечения круглогодичной водной завесы.

Еще одна технологическая новинка в этом направлении – мобильная система всесезонного пылеподавления на основе самоходных портальных комплексов, работающих на рельсовых путях складской территории. Уникальность системы – в эффективности ее работы при минусовых температурах, что позволяет ее использовать круглый год. Самоходки способны меньше чем за час равномерно покрыть всю площадь угольных складов плотным слоем снежного покрова. Могут эффективно работать и в точечном режиме в зоне действия стакеров и реклаймеров. По окончании холодного сезона мобильные системы работают в режиме водного пылеподавления.

Одна из важных и сложных задач – постоянная очистка и циркуляция воздуха в закрытых зданиях. В них работают мощные системы аспирации, которые улавливают пыль и очищают воздух. Недавно компания запустила в промышленную эксплуатацию пылеулавливающие установки общей мощностью 100 тыс. кубометров воздушной массы в час. За год они очищают до 720 млн кубических метров воздуха. Разработаны и изготовлены установки по индивидуальному заказу предприятия на основе лучших мировых и отечественных технологий.

Под особым контролем – системы очистки воды в специализированном комплексе, многократно используемой в процессах орошения, в работе установок «сухого тумана» и снегогенераторов. В очистных сооружениях мощностью более 1000 кубометров в час, представляющих собой каскад резервуаров, вода проходит последовательную очистку, отстаивается, а затем пропускается через фильтры. В 2019 году прошла реконструкция и дополнительная герметизация системы водоотведения.

Для эффективного контроля защиты окружающей среды промышленные площадки терминала оборудованы системами видеонаблюдения, анализаторами пыли и четырьмя метеопостами, оснащенными новейшими приборами. Данные с устройств оперативно передаются на специализированный сайт Приморского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Организовано постоянное наблюдение за силой и скоростью ветра. На базе своей лаборатории «Восточный Порт» проводит ежедневный экологический мониторинг, отслеживает состояние атмосферного воздуха, промышленных вод и акватории бухты Врангеля. Данные мониторинга показывают соответствие качества воды установленным нормативам. Выводы специалистов‑экологов подтверждают и белобокие дельфины, облюбовавшие в последние годы бухту Врангеля, – свидетельство чистоты воды у причалов «Восточного Порта».

Защита окружающей среды не обеспечивается только за счет машин и технологий, какими бы совершенными они ни были. По заказу компании ежегодно выращиваются и выпускаются в водоемы Приморья десятки миллионов мальков рыб, особей гребешка и трепанга, ростков ламинарии. Забота об экологии в понимании АО «Восточный Порт» – это также воспитание у молодежи экологической культуры. Необходимо, чтобы для будущих поколений забота о природе была естественной, органичной потребностью. Шестой год подряд проводится «Экомарафон» – образовательные лекции для молодежи, экологические туры и конкурсы, субботники по очистке морского побережья от мусора, в которых принимают участие сотрудники и жители от школьного до пенсионного возраста.

 

Социальные сети

Новостная рассылка