Ин­вести­ции в тех­но­логи­чес­кие стар­та­пы рын­ка нед­ви­жимос­ти (нап­равле­ние PropTech) мо­гут уд­во­ить­ся в 2020 г. Об этом со­об­ща­ет ком­па­ния Glorax Infotech. Скач­ко­об­разный рост PropTech вен­чурные эк­спер­ты прог­но­зиру­ют в те­чение пя­ти лет. Ин­те­рес к сег­менту в пан­де­мию ко­рона­виру­са рас­тет.

PropTech находится на стыке нескольких рынков: fintech-решения (платформы, интегрируемые с ипотечными банками, цифровые управляющие компании), технологии для строительства (по типу BIM-проектирования, new materials) и сервисы shared economy (например, сервисы для жильцов по уборке квартир).

В прошлом году инвестиции профильных фондов и девелоперов в российские стартапы, по данным Glorax Infotech, превысили 700 млн руб. - на эту сумму пришлось 10 сделок. По итогам этого года, ожидают аналитики компании, вложения в новые технологии для рынка недвижимости могут достигнуть 1,5 млрд руб. В 2019 г. в России основная часть инвестиций в стартапы в сфере недвижимости пришлась всего на две сделки - компании "Сделано" и "Чердак".

"Ситуация в экономике и дополнительный фактор сложности в виде пандемии стимулируют компании искать новые модели работы и взаимодействия с клиентами. Зачастую девелоперы сами разрабатывают оригинальные сервисы и продукты. Появляются примеры удачного сотрудничества девелоперов с ИТ-стартапами. Рынок PropTech однозначно ожидает скачкообразный рост в ближайшие четыре-пять лет", - рассказывает Андрей Биржин, глава Glorax Group, руководитель акселератора от Glorax Infotech.

Сейчас объем инвестиций в российский PropTech специалисты компании оценивают в менее чем 1% от мирового и 1,8% от европейского рынков. По информации PropTech1 Ventures, cреднегодовой темп прироста капиталовложений в PropTech в Европе - 45%.

Как сообщает Glorax Infotech, в структуре российского рынка PropTech более половины компаний - это маркетплейсы по покупке и аренде недвижимости или платформы услуг в недвижимости или строительстве. Значительная доля приходится на стартапы в сфере проектирования и строительства, а также на компании по оценке, анализу данных и проекты, которые занимаются коллективными инвестициями и управлением готовыми объектами.

"Поскольку на рынке нет универсальных решений, это открывает большое количество возможностей для развития стартапов, - считает Андрей Биржин. - В этом и следующем году мы увидим устойчивый рост индустрии PropTech. Те ранние инвесторы, которые вложатся в фундамент для платформ взаимодействия между участниками рынка, в создание универсальных решений, смогут занять лидирующее положение на рынке".

Исполнительный директор Skolkovo Ventures Андрей Савченко говорит, что с оценками объема российского венчурного PropTech от Glorax Infotech в целом согласен. "Важно отметить, что российский рынок - это отчасти проекция зарубежных. Так, например, европейский рынок больше, согласно данным pitchbook, он $2,8 млрд. При этом в 2014 г. было $0,64 млрд. Среднегодовой темп роста CAGR за пять лет составил 34%", - сказал Андрей Савченко. По его словам, если смотреть по миру, в прошлом году совершено 977 VC-сделок на сумму $15,8 млрд. "Соответственно доля российских сделок по миру сильно меньше 1% и в европейских сделках тоже меньше 1%", - делает вывод эксперт.

По мнению представителя Skolkovo Ventures, новая волна интереса инвесторов к PropTech-рынку появилась в июле прошлого года, после того как британская Fifth Wall создала второй фонд на $500 млн, который сфокусировался только на этом направлении.

"Одним из драйверов роста, вероятно, станут решения для умных домов, - предполагает аналитик "Финама" Леонид Делицын. - Кроме того, девелоперам потребуется привлекать новые деньги для новых проектов, и здесь нужен онлайн, поскольку состоятельная часть общества им активно пользуется".

Опрошенные эксперты отмечают, что, несмотря на пандемию, интерес инвесторов к PropTech возрастает. В связи с потенциальным снижением затрат на проекты организации чаще задумываются о повышении эффективности процесса строительства, эксплуатации, что порождает спрос на такие технологии. Кроме того, из-за необходимости соблюдать социальную дистанцию растет спрос на технологии, которые позволяют выполнять рутинные операции удаленно. К примеру, поиск дома для аренды, оплата счетов за услуги. "Крупные российские девелоперские корпорации все чаще видят возможности сделать продажу объекта недвижимости и превратить его не в продажу квадратных метров, а в продажу сервиса. Поэтому такие компании все больше интересуются платформенными решениями, которые способны решить такие задачи", - наблюдает Андрей Савченко. Умные решения и квартиры перестают быть особенностью зданий только премиум-сегмента, из-за возрастающей конкуренции к ним стремятся и застройщики эконом-жилья.

Социальные сети

Новостная рассылка